Водопровод и канализация

Анализ деятельности логопеда в дошкольном учреждении. Анализ работы логопеда за год Анализ работы логопедического пункта в школе

Анализ деятельности логопеда в дошкольном учреждении. Анализ работы логопеда за год Анализ работы логопедического пункта в школе

Лидия Берестень
Анализ работы учителя-логопеда за учебный год

Анализ работы учителя-логопеда

за 2009-2010 учебный год.

На 2009-2010 учебный год были поставлены задачи:

Своевременное выявление речевых патологий и их коррекции.

Коррекция речевого развития детей, имеющих расстройства речевых функций.

Развитие психологической базы речи.

Повышение профессионального мастерства, обобщение передового опыта.

Задачи на данном этапе работы были выполнены, но на следующий год стоит продолжить работу.

Диагностическая деятельность.

С 1 по 15 сентября 2009 года проведено обследование речевого развития дошкольников всех групп, которое было направлено на выявление дефектов произношения: количества и характер нарушенных звуков – отсутствие, искажение, смешение или замена звуков. Кроме того, при обследовании проверялся уровень сформированности навыков звукового анализа, синтеза слов и лексико-грамматических средств языка.

Был выявлен один ребёнок, имеющий фонетическое недоразвитие (ФН). Это ребёнок, у которого отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Такие дефекты речи не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы ДОУ. Он был зачислен на логопункт.

Также были выявлены дети, у которых в речевом развитии имеют место замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции – фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

Следующую группу составили дошкольники, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР).

На всех детей, зачисленных на логопункт были заведены речевые карты, в которых фиксировалась общая внятность речи, характер и доступность построения связных высказываний, общие представления о словаре и синтаксических конструкциях, используемых ребенком, грамматический строй речи ребёнка, собирался анамнез.

После обследования дети были разделены на подгруппы с однородной структурой речевого дефекта. От степени речевого дефекта соответственно зависит количество детей в подгруппе.

Вывод: В результате обследования было выявлено 25 дошкольников с нарушениями речевого развития, обусловленные различными причинами. На логопедический пункт в течение учебного года был зачислен 21 ребёнок, остальные поставлены на очередь.

Учебный год

начало года конец года

выпущено осталось для дальнейшей коррекции

Кол-во детей-логопатов на логопункте 21 11 10

Процент от общего кол-ва дошкольников 67% 52,4% 47,6%

Начало учебного года

Организационная деятельность

Расписание составлялось, учитывая занятость ребенка. Занятия проводились согласно расписанию.

Коррекция нарушений звукопроизношения является длительным и сложным процессом. Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука и, в случае замены одного звука другим – этап дифференциации.

Логопедические занятия проводятся в интересной игровой форме. Подбор речевого материала на занятиях производится с учетом постепенного введения трудностей. Большое внимание уделяется развитию общей, мелкой (ручной) и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех психических процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.

Вывод: расписание логопедических занятий соответствовало нормативным требованиям. Воспитатели были заинтересованы в конечном результате логопедических занятий и поэтому следили за посещаемостью дошкольников. Многие родители не считали необходимым дополнительно заниматься с детьми дома. Поэтому работа велась односторонне. В связи с этим необходимо наладить более тесную работу с родителями на следующий учебный год.

Группы 2009-2010 уч. год

Начало года Конец

ФФН ОНР ФФН ОНР

Средняя 58% 33% 58% 33%

Старшая 45% 27% 9% 18%

Подготовит. 62% 12% 12% 12%

Консультативная гр. - 100% - 50%

Коррекционная деятельность В результате проделанной работы было выпущено 10 дошкольников с хорошей речью (коррекция звукопроизношения, и фонематических процессов). В силу сложности речевого дефекта, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи (со стёртой формой дизартрии)оставлены на логопункте для дальнейшей коррекционной работы

Методическая деятельность

Заботясь о профессиональном росте, в течение года регулярно посещались методические объединения, организованные Управлением Образования.

Методический кабинет пополнен литературой:

Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Логоигры. – СПб. : КАРО, 2003.

Консультативно-просветительская работа

Работа логопедической службы ведется в тесном контакте с педагогами и родителями:

Знакомство педагогов и родителей с результатами обследования;

Систематическое информирование о продвижении детей (успехи и неудачи);

Инструктирование воспитателей о приемах доведения достигнутых результатов до полной автоматизации в условиях группы, на прогулке, в свободной деятельности детей;

Посещение мероприятий ДОУ с целью изучения речевого поведения детей;

Разъяснение родителям о правильном речевом режиме в домашних условиях, о необходимости логопедических занятий.

Публикации по теме:

Анализ работы педагогического коллектива, реализация задач годового плана работы ДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 уч. году нами были поставлены следующие задачи: 1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее реализацию ФГОС.

Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной работе за 2015–2016 учебный год Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений. Задачами логопедической.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ "Детский сад №___" за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Годовой отчет учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР за 2015–2016 учебный год Списочный состав группы 10 человек. Дети с нарушениями речи зачислены в логопедическую группу решением ГПМПК на 2 года. Дети поступили в.

Годовой план работ учителя-логопеда на учебный год Годовой план работ учителя-логопеда Гетт А. С. на учебный год. Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических.

Анализ работы

учителя – логопеда за 2016-2017 учебный год

Цель: создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопеда определены задачи: 1) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся; 2)своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии, 3)оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Работа проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

    Организационному,

    Диагностическому,

    Коррекционно-развивающему,

Для занятий использовались различные кабинеты (отдельного помещения нет), подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования:

    Набор «Логопедки»

    Пособия серии «Уроки логопеда»

    Рабочие материалы «Коррекция дисграфии»

    Христоматия стихов «Шипим, свистим, рычим»

    Диагностический комплект

    Домашние тетради «Учим звуки»

    Комплекты развивающих карточек

Разработаны и реализованы адаптированные программы по логопедии:

    1 класс Поморова Алена (

    3 класс Машукова Карина (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

    7 класс Ермалаев Даниил (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено и утверждено расписание занятий.

С января ведется документация:

1. Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

2. Журнал консультаций.

3. Речевые карты.

4. Журнал логопедических занятий

В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной и районной ПМПК, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.

Составлен перспективный план развития кабинета.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Планируемый объем работы на 2016-2017 учебный год выполнен.

2. В МКОУ Новотроицкая ООШ в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3. На конец года по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику.

4. Материально-техническая база удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».

5. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Учитель – логопед Ляхно С.А. /____________/

Целями моей деятельности в 2013-2014 учебном году являлось совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Устранение недостатков чтения и письма.

I . Диагностика.

Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.

Перед собой ставила следующие задачи :

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Поставить заключительный речевой диагноз.

Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.

При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Перечень методик логопедического обследования:

В работе использовались:

Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,

- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,

- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,

Логопедические тесты Е. Косинова,

Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,

Методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,

- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.

В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФНР, ОНР 3 уровня.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт в начале учебного года были зачислены 63 ребенка (13 чел. из 1 класса, 10 чел. - 2 «А», 12 чел. - 2 «Б», 11 чел. - 3 «А», 10 чел. - 3 «Б», 6 чел. - 4 «А», 1 чел. - 4 «Б»).

С результатами диагностики были ознакомлены учителя, воспитатели.

На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.

II . Консультирование.

В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

Оказание помощи воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

В течение 2013-2014 уч. года было проведено 5 консультаций. Было проконсультировано: воспитателей 2 чел., педагогов: 3 чел.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели обращались по различным интересующим их проблемам.

Темы консультаций:

Артикуляционная гимнастика.

Выполнение домашнего задания.

Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

Проявление заикания у детей.

Речевые игры.

В ходе консультирования воспитателям и педагогам предлагались результаты логопедических обследований ребёнка, обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

III . Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2013 года по май 2014 года. В связи с проведённой диагностикой в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Развивать фонематическое восприятие и слух;

Развивать органы артикуляционного аппарата;

Развивать дыхание;

Развивать связную речь;

Обогащать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Вызвать звук;

Автоматизировать звук;

Дифференцировать звук;

Развить психические функции;

Развить мелкую моторику;

Совершенствовать навыки чтения;

Коррекция дисграфии.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.

Подгрупповые занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.

Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения, итог занятия.

На индивидуальных занятиях проводились:

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

Постановка или автоматизация (или дифференциация) нарушенных звуков;

Упражнение по развитию дыхания;

Игры на развитие психических процессов;

Работа над связной речи;

Упражнения по развитию фонематических процессов;

Работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.

Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностического исследования. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1.

Обследование речевого развития детей на начало и конец 2013 - 2014 уч. г.

Таблица №1

Обобщающие результаты проведённых исследований.

Уровни развития

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Лексика

Грамматический строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

Высокий

32%

75%

68%

60%

60%

80%

Средний

40%

56%

16%

28%

20%

12%

28%

12%

28%

12%

Низкий

60%

12%

96%

72%

12%

88%

12%

88%

12%

88%

12%

Для большей дос-товерности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагнос-тики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети, находившиеся на высоком уровне развития речи, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне, повысили результаты, и перешли на сред-ний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.

Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи , пространственная ориентировка , артикуляционная моторика, мелкая моторика.

Состояние фонематических процессов школьников в конце учебного года :

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %.

Состояние связной речи школьников в конце учебного года:

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%.

За период с 2013 - январь 2014 года из общего числа детей (63 чел.), показали высокий уровень речевого развития 6 чел. Результаты коррекционно - развивающей работы следующие: 27 чел. - положительная динамика, 36 чел. - продление курса. Общее количество учащихся, посещающих занятия логопеда, в январе 2014 года составило 36 человек.

Эффективность коррекционной работы за 2013 - 2014 уч. г. наглядно показано в диаграммах № 1 - 2.

Диаграмма речевого развития детей на начало 2013-2014 уч. г.

Диаграмма речевого развития детей на конец 2013-2014 уч. г.

IV . Просветительско-профилактическая деятельность

В конце 2013 г. проводилось открытое логопедическое занятие с подгруппой детей из 6 чел. (учащихся 1-3 классов) на тему: «Весело играем, звуки [р], [р"] закрепляем». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной моторики.

V . Повышение квалификации и самообразование.

Изготовила серию игр, презентаций, направленных на коррекцию звукопроизношения.

Обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.

Изучила следующую литературу:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор- рекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.

2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.

3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство - пресс, 2010. - 80 стр.

VI . Вывод

Запланированная работа на 2013 - 2014 учебный год в полном объеме выполнена.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.

3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.

Отрицательными моментами считаю:

Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю).

Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.

2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.

3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.

4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.

5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.

6. В младшем школьном возрасте у многих ребят выработались устойчивые привычки разговаривать определенным образом (с акцентом), контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи).

В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей - инофонов с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.

Планирую изучать новые источники, методики и т.д.

Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.

VII . Перспектива.

Приобретение логопедических пособий.

Оформление кабинета.

Развитие интереса родителей к логопедической работе.

Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.

Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.

Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Учитель - логопед: _______________________/ Сахарова Н.А.

в подготовительных группах № 3,4 МБДОУ комбинированного вида – «Детский сад № 4» на 2010-2011 учебный год.

В 2010-2011 учебном году в соответствии с решением ПМПК в подготовительной группе №3 проходили обучение 12 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 1-2 уровня, 6 детей с ОНР 3 уровня, 2 ребенка с ОНР 4 уровня, 2 ребенка с ФФНР. Из них 3 ребенка с дизартрией.

В подготовительной группе №4 проходили обучение 12 детей с нарушениями речи: 5 детей с ОНР 3 уровня, 5 детей с ОНР 4 уровня, 2 ребенка с ФФНР. Из них с дизартрией 2 ребенка.

В соответствии с перспективным планом работы в сентябре 2010 года было проведено обследование речи детей, по результатам которого были заполнены речевые карты и разработаны планы индивидуальной коррекционной работы. В зависимости от уровня речевого развития планировались индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Работа по коррекции речевых нарушений проводилась на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях логопеда, а также осуществлялась во всех видах деятельности на занятиях воспитателя.

В конце учебного года дети были вновь продиагностированы. По итогам диагностики выявились следующие результаты:

Из подготовительной группы №3выпущены в школу 11 детей (1 ребенок выбыл в течение года – Потнина Алена). Из них с хорошей речью 8 детей, со значительным улучшением - 2 ребенка, без значительных улучшений – 1 ребенок (Аралбаев Фархад. Низкая результативность связана с тяжестью речевого дефекта и особенностями познавательной сферы ребенка. Выпущен в речевой класс СОШ №20.)

Из подготовительной группы №4 выпущены в школу 12 детей. Из них с хорошей речью 8 детей, со значительным улучшением – 4 ребенка.

Анализ результатов показал, что дети владеют следующими навыками: выделение звука из ряда звуков, выделение слога с заданным звуком из ряда слогов, определение наличия звука в слове и различение звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий на материале фонем, слогов, слов; а также восприятие близких по звуковому составу слов, одинаковых по длине, близких по звуковому составу.

При обследовании выявилось умение определять позицию звука в слове:

Выделение гласного звука из начала слова;

Выделение согласного звука из конца слова;

Выделение согласного звука из начала слова;

Полный звуковой анализ и синтез слов;

Умение придумать слова с нужным звуком.

Умение различать гласные и согласные звуки.

Умение работать со схемой.

Состояние словарного запаса определялся на базе лексических тем. Дети успешно усвоили лексические темы, называют предметы и их части, научились обобщать и классифицировать предметы, подбирать признаки и действия к предмету, подбирать синонимы и антонимы.

Грамматический строй речи детей улучшился. Дети достаточно хорошо умеют образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать глаголы с помощью приставок, согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными. Все дети используют в речи предлоги. Большинство ребята не допускают аграмматизмы, качественно употребляют выше перечисленные части речи. У Аралбаева Фархада, Губина Максима, Кутузова Вани имеются стойкие грамматические нарушения.

Большинство детей развернуто составляют предложения, рассказы по сериям картинок, по картине, из личного опыта, подробно описывают предмет, сохраняя последовательность сюжета пересказывают тексты.

Дети показали знание букв и их написание, овладели навыком чтения, знают правила правописания.

Учитель-логопед __________________________ Хиценко С. В.

Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ в средних группах №3,4 МБДОУ «Детский сад № 4» - компенсирующего вида на 2011-2012 учебный год

Коррекционная работа в логопедических группах МБДОУ - «Детский сад № 4» ведется по программе Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

В 2011-2012 учебном году была набрана средняя группа №4 в количестве 12 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 1 уровня, 6 детей с ОНР 2 уровня, 2 ребенка с ОНР 3 уровня. Из них у 3 детей ринолалия, у 2 – дизартрия, у 1 ребенка – моторная алалия.

В 1 подгруппе средней группы №3 – 6 детей: 3 ребенка с ЗРР (в том числе 1 – с кохлеарным имплантом), 1 ребенок с ОНР 2 уровня, осложненным дизартрией, 2 ребенка - с ОНР 3 уровня (1 из них – с дизартрией).

В начале учебного года была проведена диагностика (через наблюдения, контрольно-проверочные и индивидуальные занятия, через обследование речи детей по речевым картам).

Со всеми детьми в течение всего учебного года проводилась коррекционная работа в виде подгрупповых занятий не реже 2-3 раз в неделю. Учитывая психоэмоциональные особенности детей, в логопедические занятия включались игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления. В коррекционной работе с детьми использовались специально разработанные конспекты занятий, методические пособия и разработки.

Кроме того, предлагались задания воспитателям для индивидуальных занятий с детьми в свободное от режимных моментов время, которые отмечались в тетради взаимодействия с воспитателями. Педагогами выполнялись все рекомендации и задания в отмеченные сроки. В группе проводилась работа с родителями. Были проведены два групповых собрания, индивидуальные консультации и консультации по темам. В течение года обновлялся уголок для родителей. По окончании рабочей недели, каждый ребёнок, имеющий тетрадь для логопедических занятий, получал рекомендации для занятий с родителями в выходные дни по закреплению пройденного материала.

В результате проведенной коррекционной работы словарь у детей по пройденным темам расширился. Дети научились выделять названия предметов, действий, признаков (основные цвета, форма, величина); понимать обобщающее значение слов; усвоили простые способы словообразования уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа имен существительных, усвоили некоторые формы словоизменения: окончаний имен существительных в винительном и творительном падежах единственного числа, согласование имен прилагательных и числительных с существительными, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. Научились владеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по картинно-графической схеме.

Проведенная диагностика в конце года показала следующее:

В группе №4 положительная динамика отмечается у 7 детей, незначительная динамика - у 5 человек. Это обусловлено наличием неврологического проблем, а также серьёзными речевыми нарушениями (у Гудкова Кости – нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность, истерические реакции; у Елепина Саши и Антонова Антона – моторная алалия, нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, у Спиридонова Матвея – нарушения эмоционально-волевой сферы, началось заикание). Переведены в старшую логопедическую группу 10 детей, 1 ребенок переведен в группу для детей с заиканием, 1 ребенок выбыл.

В 1 подгруппе средней группы №3 положительная динамика отмечается у 4 детей, у 1 ребенка Егорова Вани незначительная динамика связана с тяжестью дефекта (двусторонняя сенсорная глухота, состояние после кохлеарной имплантации) и невозможностью оказать сурдологическую помощь в условиях детского сада. 1 ребенок Файзуллин Алан был переведен в ДОУ №93 в коррекционную группу 8 вида.

Таким образом, целенаправленная систематическая работа дала положительные результаты.

Учитель-логопед ______________________ Хиценко С.В.

Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ в старших группах №3,4 МБДОУ «Детский сад № 4» - компенсирующего вида на 2012-2013 учебный год

Коррекционная работа в логопедических группах МБДОУ - «Детский сад № 4» ведется по программе Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

В 2012-2013 учебном году в соответствии с решением ПМПК продолжают обучение:

В старшей группе №4 - 11 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 1-2 уровня при моторной алалии, 4 ребенка с ОНР 2-3 уровня, 2 ребенка с ОНР 3 уровня, 2 ребенка с ОНР 4 уровня. Из них 2 ребенка с ринолалией, 3 ребенка с дизартрией.

В 1 подгруппе старшей группы №3 - 6 детей: 1 ребенок с ОНР 1 уровня вследствие глухоты после кохлеарной имплантации, 1 ребенок с ОНР 2 уровня, 2 ребенка с ОНР 2-3 уровня, 1 ребенок с ОНР 3-4 уровня. Из них 2 ребенка с дизартрией, 1 ребенок с ринолалией.

В соответствии с перспективным планом работы в сентябре 2012 года было проведено обследование речи детей с использованием компьютерной диагностики. По результатам обследования были заполнены речевые карты и разработаны планы индивидуальной коррекционной работы. В зависимости от уровня речевого развития планировались индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. ИКТ использовались при работе над коррекцией всех сторон речи. Работа по коррекции речевых нарушений проводилась на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях логопеда, а также осуществлялась во всех видах деятельности на занятиях воспитателя.

Занятия воспитателя и логопеда включали все составляющие речевого развития: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Работа по развитию речи отражалась в тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.

В соответствии с планами индивидуальной коррекционной работы проводилась работа по формированию правильного звукопроизношения. На фронтальных занятиях по развитию навыков фонематического анализа проводилось обучение выполнению слухового анализа слияний гласных звуков. Дети научились выделять начальные ударные гласные в словах, различать слова с начальными ударными, выделять первый и последний согласный в слове, придумывать слова с заданным звуком. Получено представление о гласном и согласном звуках, их различиях. Проводилась работа по развитию общего и речевого дыхания, интонационной выразительности речи. На фронтальных и подгрупповых занятиях изучались лексические темы в соответствии с перспективным планом работы. Проводилась работа по развитию грамматического строя речи. На фронтальных и подгрупповых занятиях велась работа по развитию связной речи. Дети научились строить предложения из 5 – 6 слов, повторять рассказ из 3– 5 предложений, пересказывать тексты из 3 – 5 простых предложений.

По результатам диагностики:

В старшей группе №4 положительная динамика отмечается у 9 детей, незначительная динамика - у 1 ребенка (Елепин Саша), что обусловлено серьёзными речевыми и психологическими нарушениями. 2 ребенка (Елепин Саша и Уличева Софья) переведены в старшую группу №6 на повторное обучение.

В 1 подгруппе старшей группы №3 положительная динамика у 4 детей, незначительная – у 2 детей (Ризоев Азим – в связи с тяжестью речевого дефекта и особенностями познавательной, эмоционально-волевой сферы, Егоров Ваня – в связи с тяжестью дефекта и отсутствием сурдологической помощи. Все дети переведены в подготовительную логопедическую группу.

Целенаправленная систематическая работа дала положительные результаты.

Отчет о работе учителя-логопеда Хиценко С.В. за 2013-2014 учебный год

В 2013-2014 учебном году в соответствии с решением ПМПК обучались:

В подготовительной группе №4 - 14 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 2 уровня, 5 детей с ОНР 3 уровня, 4 ребенка с ОНР 4 уровня, 2 ребенка с ФФНР. Из них 2 ребенка с ринолалией, 5 детей с дизартрией, 2 ребенка с моторной алалией.

В 1 подгруппе подготовительной группы №3 - 7 детей: 1 ребенок с ОНР 1-2 уровня вследствие глухоты после кохлеарной имплантации, 3 ребенка с ОНР 3 уровня, 3 ребенка с ОНР 4 уровня. Из них 3 ребенка с дизартрией, 1 ребенок с ринолалией.

В соответствии с перспективным планом работы в сентябре 2013 года было проведено обследование речи детей с использованием компьютерной диагностики. По результатам обследования были заполнены речевые карты и разработаны планы индивидуальной коррекционной работы. В зависимости от уровня речевого развития планировались индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. ИКТ использовались при работе над коррекцией всех сторон речи. Работа по коррекции речевых нарушений проводилась на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях логопеда, а также осуществлялась во всех видах деятельности на занятиях воспитателя.

Занятия воспитателя и логопеда включали все составляющие речевого развития: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте. Работа по развитию речи отражалась в тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя. В соответствии с планами индивидуальной коррекционной работы проводилась работа по формированию правильного звукопроизношения.

Выпущены в школу:

Из подготовительной группы №4 - 14 детей. Из них с хорошей речью 9 детей, со значительным улучшением речи 5 детей. 3 ребенка решением ПМПК в 1 класс V вида (Гайфуллин Тимур, Гудков Костя, Антонов Антон),1 ребенок – в 1 класс VII вида (Алтынбаева Диана).

Из 1 подгруппы подготовительной группы №3 - 6 детей. Из них 5 детей с хорошейт речью, 1 - со значительным улучшением речи (Егоров Ваня направлен решением ПМПК в 1 класс VII вида). Ризоев Азим переведен в в группу №8 на повторное обучение в связи с тяжестью речевого дефекта.

В течение года консультировала родителей города по проблемам развития речи детей с ОВЗ, проводила систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями и педагогами; оказывала помощь родителям в работе по закреплению правильных произносительных навыков с детьми дома; размещала информацию в родительских уголках.

Начала изучать опыт работы с неговорящими детьми кандидата педагогических наук Тамарой Никифоровной Новиковой–Иванцовой, приобрела начальный материал к занятиям по ее системе, пособие «От слова к фразе» в 3 частях.

Приобрела в логопедический кабинет новые книги, игры, пособия.

В мае 2014 г показала открытое индивидуальное занятие на Дне профмастерства ГМО учителей-логопедов ДОУ.

Руководила работой творческой инициативной группы ГМО по разработке пособия по работе с детьми с алалией. Итоги работы ТИГ:

Разработка «Речевой карты ребенка среднего дошкольного возраста» и картинного материала к;

Разработка «Сборника упражнений по развитию неречевых процессов у детей с алалией».

В декабре 2013 г. провела открытое занятие для слушателей курсов профессиональной переподготовки БГУ.

В сентябре 2013 г. прослушала обучающий семинар «Реализация ФГТ

в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения» при ГАОУ Стерлитамакский многопрофильный колледж.

В феврале 2014 г. прошла обучение на КПК при ГАОУ ДПО институт

развития образования Республики Башкортостан по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований ФГОС».

В марте-мае 2014 г. принимала участие в трех дистанционных

вебинарах проекта «Мерсибо» по темам «Постановка и автоматизация звуков у дошкольников с помощью интерактивных игр», «Эффективные игровые приемы в работе с неговорящими детьми», «Создание игровой интерактивной среды с учетом ФГОС дошкольного образования».

Участвовала во Всероссийском интернет-конкурс «Лучшая методическая разработка-2014» в номинации «Лучшая методическая разработка занятия» (Диплом 2 степени), в Международном интернет- конкурсе «Логопед 21 века».

Работа в течение всего учебного года была активной и продуктивной.

Учитель-логопед ___________________ Хиценко С.В.

Анализ работы учителя-логопеда МОУСОШ №1

Замковой О.М.за 2015-2016 учебный год

В 2015-2016 учебном году деятельность логопедической службы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами

в области защиты прав ребенка: Законом РФ « Об образовании»;

Положением о логопедическом пункте; Должностной инструкцией

учителя – логопеда.

Основная цель коррекционно-развивающей работы - устранение у обучающихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности каждого

обучающегося, независимо от начальных стартовых возможностей

В соответствии с поставленной целью в течение учебного года

решались следующие задачи :

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического

восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи

первоклассников.

2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и

определение причин затруднений в овладении письменной речи.

3. Анализ письменных работ учащихся вторых и третьих классов.

4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по

предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у

учащихся начальных классов.

5. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных

на школьный логопедический пункт.

Логопедическая работа в течение учебного года проводилась по следующим направлениям:

    диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;

    коррекционно-развивающее - проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи согласно циклограмме рабочего времени;

    консультативная деятельность.

    Анализ работы учителя-логопеда по направлениям:

Диагностическое :

Обследование с учетом инициатора обращения

Запрос педагога

Запрос родителя

Результаты обследования учащихся первых классов.

Выявлено с нарушениями речи --30 уч-ся.

Количество уч-ся, прошедших диагностику

Количество уч-ся с проблемами

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Фонетическое нарушение речи

Системное недоразвитие речи ЗПР

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематических процессов

Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи

Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств

Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Используемые диагностические методики

Обследование уровня речевого развития

Фотекова Т.А.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Волковская Т.Н.

Иллюстративная методика логопедического обследования

Тестовая методика на выявление дисграфии

Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи с ЗПР, СНР

Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Проанализировав данные логопедического обследования на начало 2015/2016 учебного года, можно сделать следующие выводы:

1. В 2015-16 учебном году значительно увеличилось количество учащихся 1-х классов, имеющих сложную речевую патологию. Коррекционно-развивающая работа в основном проводилась с уч-ся 1-х классов. Это дети с «Общим недоразвитием речи», «Задержкой психического развития», системным недоразвитием речи. Нужно отметить повышение количества учащихся с диагнозами:«дизартрия»,фонетико-фонематическое недоразвитие речи, даже фонетическое недоразвитие речи.

Тенденции к уменьшению количества учащихся с данной патологией не отмечается.

2. Дети пришли в первый класс с непоставленными звуками. Это говорит о недостаточной работе логопедов ДОУ.

3.Речевые диагнозы при обследовании: ОНР, Дисграфия, Дислексия, ЗПР, ФФНР, ФНР,СНР.

Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором).

В течение учебного года коррекционные занятия проводились согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

Основной формой организации являются подгрупповые и индивидуальныезанятия. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа была проведена по коррекции звукопроизношения у учащихся 1-х классов.

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводились в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Расписание логопедических занятий составлено учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводились как индивидуально, так и в группе. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

Индивидуальная работа (кол-во детей)

Подгрупповая работа

Используемые коррекционно-развивающие методики

Коррекция нарушений речи у детей

Прием «Рисование буквы»

Прием «Пальчиковая азбука»

Методика И.Н. Садовниковой

Здоровьесберегающие технологии

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности»

Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления

Коррекция нарушений речи у детей ФФНР

Метод наглядного моделирования

Коррекция нарушений речи у детей с ОНР

Коррекция заикания

«Интеллектуально-развивающие словесные игры»

Е.В. Кузьмина, Бланковые методики в работе логопеда для коррекции дисграфии.

Методика Садовниковой

Методика Е.В. Мазановой

Методика Ястребовой и Бессоновой

Дыхат. гимнаст А.Н.Стрельниковой

В течение года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий четверо детей были отправлены на консультацию к неврологу и психиатру.

Шесть учащихся 1-х классов были направлены на ПМПК.

На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции.

Здоровьесберегающие технологии способствовали охране и укреплению физического и психического здоровья детей-логопатов.

Подгрупповые способы обучения . Коррекционные логопедические занятия на основе этого метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся.

Индивидуализация – это способ, который позволяет мне работать с воспитанниками, учитывая их возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи.

    Аналитическое направление

Динамика развития учащихся

Звукопроизношение

Значительно улучшилось

Незначительно улучшилось

Динамика отсутствует

1 –е классы

Результативность

Результаты логопедической коррекции с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе

    Консультативно-просветительское направление

Консультации

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР, для направления на ПМПК

Примеры формулировок задач к коррекционным занятиям

Родительские собрания

Выводы:

Работа на школьном логопункте за 2015-2016 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась коррекционно-развивающая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

Результаты логопедического обследования учащихся в мае 2015 - 2016 учебного года и коррекционно-развивающей работы показали положительную динамику. Но не все дети посещали логопедические занятия. Из учащихся 1-х классов родители 2-х детей отказались от коррекционных занятий. Это Майорова З., Максаев К. Очень редко посещали занятия учащиеся 1«а» класса цыганской национальности: Волошина Л.и

Мариенко К.

Все вышеизложенное позволяет определить основные задачи работы учителя-логопеда на 2016/2017 учебный год:

1.Продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции речевой патологии учащихся школы, усилить личностно-ориентированный подход к детям в процессе обследования речи и осуществления динамического наблюдения с целью уточнения состояния и особенностей развития устной и письменной речи учащихся.

2.На следующий учебный год необходимо зачислить тех учащихся

(второй класс), с которыми не закончена коррекционно- развивающая работа, а также первоклассников, которые посещали речевые группы детских дошкольных, имеющих медицинское предписание для логопедческого сопровождения учебного процесса.

3.Совершенствовать работу по изучению и внедрению современных диагностических методик, проводить психолого-педагогические консилиумы для решения наиболее сложных проблем диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся школы.

Проблемы логопедического пункта

1. Увеличился процент учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся интеллектуальной недостаточностью; увеличилось количество учащихся, имеющих различные проявления речевого недоразвития, что не может не сказаться на результатах обучения.

2. Не систематическое посещение логопедических занятий без уважительной причины, не оказание помощи в улучшении речи ребенка со стороны родителей.